Такъ, чтобы цѣлыя семейства боговъ мѣнялись мѣстами съ бѣсами, это, вродѣ бы, дѣло достаточно обычное, вспомнить хотя бы, какъ перевернули дэвовъ и асуровъ въ Авестѣ; а отчего вотъ нѣсколькихъ мужей выписали изъ сидовъ и зачислили въ фоморы, не очень ясно. Можно отнести на путаницу переписчика, но такъ скучно, и не о чемъ становится поговорить долгой ночью подъ Крещенье. Съ фоморами вообще непросто — временами они почти свои, и при всей одноногости, одноглазости и мизанѳропіи нечасто, но исправно рождаютъ писаныхъ красавцевъ и красавицъ, даже въ котлѣ съ двумя водами и молокомъ имъ для этаго вариться не надо. Мужчины изъ фоморовъ входятъ къ дочерямъ человѣческимъ, въ той же "Битвѣ при Магъ Туйредъ" Элата, сынъ Делвайта — женихъ-женихомъ, золотоволосый и съ пятью золотыми гривнами на шеѣ, соблазняетъ сиду Эри, самъ будучи законченный фоморъ, да еще и тамошній королевичъ, и ихъ сынъ Эохайдъ Бресъ ("Прекрасный") правитъ какое-то время надъ Туата де Дананъ. ("...Все, что ни есть прекраснаго въ Ирландіи, долину или крѣпость, пиво или факелъ, мужчину, женщину или лошадь, будутъ сравнивать съ этимъ мальчикомъ, такъ что станутъ говорить: это Бресъ".) У кого-то я читалъ, что вся ихъ красота лунная и обманная, что это типичный Мертвый Женихъ, а мужчины Зеленаго Острова влюблялись, соотвѣтственно, въ подозрительно бѣлыхъ панночекъ и въ навокъ, но согласиться нельзя, это крайній матеріализмъ и раціонализація, конечно же. Гдѣ тамъ Луна и навьи, когда у нихъ румянецъ во всю щеку, отмѣнный слогъ и золотые торквесы на шеѣ не помѣщаются.
"Опьяненіе Уладовъ" — богатѣйшая вещь, кстати; вторая моя любимая, должно быть, послѣ "Разрушенія дома Да Дерга", потому что въ обѣихъ списокъ ахейскихъ кораблей на нѣсколько страницъ, а это единственная стоящая литература, говоря-то по правдѣ.