я крайня степень вещества (osyotr) wrote,
я крайня степень вещества
osyotr

"Ночное видѣніе Фингена" называетъ четырехъ дѣмоновъ, выдворенныхъ изъ Ирландіи племенами сидовъ. "— Что же за чудо еще? — спросилъ Фингенъ. — А вотъ что, — отвѣтила женщина. — Четверо спаслись отъ Племенъ Богини Дану въ битвѣ при Магъ Туиредъ и скрывались потомъ, и губили зерно и плоды, молоко и морскую добычу. Одинъ изъ нихъ, Редгъ, былъ въ долинахъ Магъ Ита, другой, Бреа, скрывался въ холмахъ Брегъ, третій, Грендъ, въ горахъ Смойлъ, четвертый, Тинелъ, въ круаханской землѣ. Нынче ночью были они побѣждены и изгнаны изъ Ирландіи. Совершили это Морриганъ, Бодбъ изъ Сидъ Феменъ, Мидиръ изъ Бри Лейтъ и Макъ Окъ, дабы вовѣки не грабили фоморы Ирландію". Въ примѣчаніи Шкунаевъ пишетъ, что объ этихъ четырехъ спасшихся ничего не говорится въ "Битвѣ при Магъ Туйредъ", ни въ другихъ источникахъ. Онъ могъ написать такое, поскольку при совѣтской власти archive.org тоже глушили, но обходить блокировку еще не научились; между тѣмъ, на archivѣ мнѣ случилось откопать прекрасное сказанье "Опьяненіе Уладовъ", по-русски еще, кажется, не выходившее, въ оригинальномъ изданіи и англійскомъ переводѣ Вильяма Хенесси, эсквайра, гдѣ въ начальныхъ же строкахъ трое, если не всѣ четверо изъ этихъ бѣсовъ названы уже въ качествѣ сидовъ, хотя и тоже вредительныхъ: "Туата де Дананъ ушли въ холмы и сокрытыя жилища, и оттого стали зваться сидами, что подъ землей. И пятерыхъ изъ своего числа они оставили въ пяти ирландскихъ королевствахъ, чтобы возбуждать войну и распри, споры и вражду между сынами Миледа, а сверхъ этихъ пяти еще пятеро остались въ Уладѣ, и вотъ ихъ имена: Бреа макъ Белгайнь въ холмахъ Брегъ; Редгъ Родбелъ въ предгорьи Магъ Ита; Тинеллъ макъ Боглахтна въ горахъ Щлейвь Эдлигонъ; Григи въ Круаханъ Айгли; Гулбанъ Глассъ ("Сѣрый") макъ Граги — во владѣніи Гулбана Горда мейкь Унгарьвь".
Такъ, чтобы цѣлыя семейства боговъ мѣнялись мѣстами съ бѣсами, это, вродѣ бы, дѣло достаточно обычное, вспомнить хотя бы, какъ перевернули дэвовъ и асуровъ въ Авестѣ; а отчего вотъ нѣсколькихъ мужей выписали изъ сидовъ и зачислили въ фоморы, не очень ясно. Можно отнести на путаницу переписчика, но такъ скучно, и не о чемъ становится поговорить долгой ночью подъ Крещенье. Съ фоморами вообще непросто — временами они почти свои, и при всей одноногости, одноглазости и мизанѳропіи нечасто, но исправно рождаютъ писаныхъ красавцевъ и красавицъ, даже въ котлѣ съ двумя водами и молокомъ имъ для этаго вариться не надо. Мужчины изъ фоморовъ входятъ къ дочерямъ человѣческимъ, въ той же "Битвѣ при Магъ Туйредъ" Элата, сынъ Делвайта — женихъ-женихомъ, золотоволосый и съ пятью золотыми гривнами на шеѣ, соблазняетъ сиду Эри, самъ будучи законченный фоморъ, да еще и тамошній королевичъ, и ихъ сынъ Эохайдъ Бресъ ("Прекрасный") правитъ какое-то время надъ Туата де Дананъ. ("...Все, что ни есть прекраснаго въ Ирландіи, долину или крѣпость, пиво или факелъ, мужчину, женщину или лошадь, будутъ сравнивать съ этимъ мальчикомъ, такъ что станутъ говорить: это Бресъ".) У кого-то я читалъ, что вся ихъ красота лунная и обманная, что это типичный Мертвый Женихъ, а мужчины Зеленаго Острова влюблялись, соотвѣтственно, въ подозрительно бѣлыхъ панночекъ и въ навокъ, но согласиться нельзя, это крайній матеріализмъ и раціонализація, конечно же. Гдѣ тамъ Луна и навьи, когда у нихъ румянецъ во всю щеку, отмѣнный слогъ и золотые торквесы на шеѣ не помѣщаются.
"Опьяненіе Уладовъ" — богатѣйшая вещь, кстати; вторая моя любимая, должно быть, послѣ "Разрушенія дома Да Дерга", потому что въ обѣихъ списокъ ахейскихъ кораблей на нѣсколько страницъ, а это единственная стоящая литература, говоря-то по правдѣ.
Tags: записки о поискахъ духовъ, пойдемъ плясать въ Ирландію
Subscribe

  • (no subject)

    Поможите Бога ради Аль-Ширази съ Аль-Багдади.

  • (no subject)

    Волкъ въ овечьихъ штанахъ.

  • (no subject)

    Фамилія: Поползновенный.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments