я крайня степень вещества (osyotr) wrote,
я крайня степень вещества
osyotr

Такихъ, какъ я, попрекаютъ, что мы не знаемъ про вертикальный языковой континуумъ, а потому не должны называться филологами, а потому не можемъ и писать, что "украинскаго языка" нѣтъ. Про вертикальный кэ — это такая концепція, что въ одной странѣ или области уживаются мѣстные говоры, общій волапюкъ и литературная рѣчь, которые притомъ могутъ относиться къ разнымъ языкамъ, какъ то бываетъ, напримѣръ, въ Африкѣ. Не понимаю, зачѣмъ намъ въ Новороссіи тутси и хуту, и почему разноязычіе называютъ континуумомъ, и на какой этажъ этой мысленной конструкціи приткнуть издѣліе Нечуя и Нечуя-Левицкаго, и почему оно станетъ лучше, если все же удастся его приткнуть. Какой, скажите, «континуумъ», если Нечуй просто и Нечуй-Левицкій готовы были вписать въ лексиконъ буквально что угодно, лишь бы было дискретнѣе? Разговаривать тамъ со мной не стали, я ушелъ думать, и по аналогіи вдругъ подумалъ о вчерашнемъ днѣ, о чествованіи или непочитаніи 8.III и спорахъ вокругъ него. Это вѣдь очень не простое дѣло. Атрибутику Желѣзнаго Вѣка приносятъ на праздникъ въ обновляемый Золотой, сводятъ Афродиту съ Гекатой Бастующей, Артемиду Многогрудую съ Діаной не Многогрудой ни Разу — розовый вѣнокъ, проще говоря, съ колючей проволокой и Розой Л., горлицу на лирѣ — съ трудной риторикой классовой борьбы, съ Кларой Ц. — ясный свѣтъ вѣчной женственности. Самъ я, увидя однажды извѣстный фотопортретъ Л. и Ц., навсегда зарекся порочить этими хтоническими заступницами женскую красоту, а чужой красотой — срамить обѣихъ заступницъ; первое не учтиво, второе попросту жестоко. Такъ вотъ, на это обычно говорятъ: молъ, что намъ Клара, это у кого-то тамъ — Нью-Йоркскія забастовки, а у насъ праздникъ весны, отцы и даже дѣды праздновали и намъ велѣли, мы все забыли, и у насъ полный культово-ритуальный континуумъ. Невѣрно. Пока не сгорѣли библіотеки и не обезточились жесткіе диски — до этихъ поръ Клара съ нами, и Церерой ей не быть, и забыть, кто она и какая была, мы не сможемъ, если бы и захотѣли, да и не надо: обманываютъ тебя столько разъ, сколько разъ ты забывалъ, плюсъ еще одинъ, самый первый. Клара здѣсь — а континуумъ съ ней не нуженъ; лучше отойдемъ въ сторону. Конечно, и культъ многихъ святыхъ восходитъ къ языческимъ культамъ, но то было другое время, теперь оно кончилось. Нью-Йоркъ XIX столѣтія — не миѳологическое время, и не станетъ такимъ ни черезъ сто, ни черезъ двѣсти лѣтъ, и мы не властны это измѣнить. Либо розовый вѣнокъ снимите, либо дату съ Кларой помѣняйте. Съ "украинскимъ языкомъ" совершенно то же самое. «Языка-разъ-ужъ-такъ-вышло» не бываетъ ни въ одной лингвистикѣ, даже самой прогрессивной. Въ какія бы противоестественныя сочетанія ни вступалъ теперь по жизненной необходимости «украинскій языкъ» съ русскимъ языкомъ или съ малороссійскими говорами, какіе бы волапюки изъ этаго ни рождались, историческій фактъ неотмѣнимъ и незабываемъ: офиціальный «украинскій языкъ» остается тѣмъ, чѣмъ былъ: замысломъ австріяковъ и подѣлкой двухъ Нечуевъ, съ непремѣнной «парасолькой» вмѣсто «зонтика» и все тою же конкретной цѣлью, которая насущна вотъ сегодня, какъ никогда. Языкъ Кирилла и Меѳодія, созданный съ цѣлью куда болѣе привлекательной — и съ куда большимъ вкусомъ — такъ и не сталъ живымъ языкомъ, и не выросъ подъ этотъ языкъ народъ церковнославянъ, и не помогли тутъ ни тысячелѣтній срокъ, ни авторитетъ Церкви — по тѣмъ временамъ немаленькій — ни даже волшебное слово «диглоссія»: церковнославянская «глава» хотя бы дополнила русскую «голову», а вотъ «підборіддем», очевидно, «подбородокъ» дополняться не будетъ иначе, какъ подъ дуломъ автомата, и причину этаго объяснять не надо.

PS Вотъ за это, собственно, я и не люблю современныя гуманитарныя дисциплины, что онѣ по степени негуманности и негуманитарности слишкомъ стали похожи на современное же законодательство. Тамъ, гдѣ у человѣка глаза лѣзутъ на лобъ, адвокатъ спрашиваетъ съ ленинскимъ прищуромъ: "Съѣлъ? Давайте думать, можно ли это квалифицировать какъ правонарушеніе, если съѣденный оставилъ письменный отказъ отъ претензій. Въ храмѣ? Но что такое храмъ? Культовое мѣсто? Но что такое культъ? Что такое перформансъ? Опредѣленіе націи?.." ну и т.д. Вопросъ, бываютъ или не бываютъ такіе-то и такіе-то языки, передовая наука тоже научилась рѣшать совершенно помимо людей. Лингвистомъ-то я никогда не былъ, вертикальныхъ континуумовъ не текохъ, и филологомъ хочу быть консервативнымъ, если есть либеральные. Такъ, на уровнѣ 1900 года. Ну, изъ послѣднихъ наработокъ компаративистики можно что-нибудь взять.
PPS Чтобъ не быть превратно понятымъ, а то уже былъ: это не про структуральную лингвистику, а про то, что она — какъ граната, хороша только въ хорошихъ рукахъ.
Tags: deliciae slavonicae, пенадней, прикладное языкознанiе
Subscribe

  • (no subject)

    Поможите Бога ради Аль-Ширази съ Аль-Багдади.

  • (no subject)

    Волкъ въ овечьихъ штанахъ.

  • (no subject)

    Фамилія: Поползновенный.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments

  • (no subject)

    Поможите Бога ради Аль-Ширази съ Аль-Багдади.

  • (no subject)

    Волкъ въ овечьихъ штанахъ.

  • (no subject)

    Фамилія: Поползновенный.